Не нашли ответ на вопрос?

Спросите у специалиста

Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 29.12.2015) и Правилам проведения паспортизации отходов I–IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 паспорта отходов разрабатываются на отходы I–IV классов опасности. На отходы 5 класса опасности паспорт не разрабатывается.

Протокол количественного химического анализа (КХА) отходов производства необходим при разработке паспорта на опасный отход (Приказ Федеральной службы Ростехнадзора от 15 августа 2007 г. № 570 «Об организации по паспортизации опасных отходов»), а также для иной экологической деятельности, где требуются сведения о составе опасного отхода.

Для разработки проекта ПНООЛР и утверждения лимитов образования отходов в Красноярском крае необходимо прикладывать протоколы КХА (количественного химического анализа) аккредитованной лаборатории, подтверждающие 5 класс опасности отхода.


Состав опасного отхода определяется лабораторией, имеющей аккредитацию на данный вид деятельности (проведение количественных химических анализов). После проведения анализа пробы, составляется протокол КХА (количественно-химического анализа), где указывается состав опасного отхода. Состав указывается в мг/кг сухого вещества и в % соотношении на сухое вещество. Также протокол КХА содержит информацию о нормативных документах на методику выполнения измерения. Кроме того, протокол количественного химического анализа на опасный отход содержит сведения о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе (наименование организации и юридический адрес), а также информацию о лаборатории, выполнявшей анализ пробы опасного отхода.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 29.06.2015; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) паспорт отходов — это документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.

Утвержденный паспорт отходов I–IV классов опасности служит основой для определения безопасного с точки зрения охраны окружающей среды и здоровья человека способа обращения с отходами.

Паспорт отходов I–IV классов опасности составляется на основании:
• ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ;
• Постановления Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I–IV классов опасности» (далее — Постановление № 712).

Индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспорта подтверждают отнесение отходов (кроме перечисленных выше) к конкретному классу опасности в порядке, установленном Минприроды России.

Класс опасности вида отхода устанавливается:
• на основании сведений, содержащихся в федеральном классификационном каталоге отходов (утв. Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242; с изменениями на 28.11.2017 г.; далее — ФККО-2017) и банке данных об отходах (далее — БДО);
• на основании Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утвержденных Приказом Минприроды России от 04.12.2014 № 536, — при отсутствии вида отхода, класс опасности которого требует подтверждения, в ФККО-2017 и БДО.

Документом, подтверждающим отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, является копия письма территориального органа Росприроднадзора либо о соответствии данного вида отхода аналогичному виду отхода, включенному в ФККО-2017 и БДО, и его конкретному классу опасности, либо о соответствии данного вида отхода конкретному классу опасности и о его включении в ФККО-2017 и БДО с присвоением соответствующего кода и наименования. Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 89-ФЗ, не требуется.

При наличии документов, подтверждающих отнесение отхода к конкретному классу опасности для окружающей среды, хозяйствующим субъектом составляется и утверждается паспорт отхода I–IV классов опасности по типовой форме, утвержденной Постановлением № 712.

Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются (в уведомительном порядке!) в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.

Паспорт отходов действует бессрочно, при этом внесение изменений в паспорт не допускается.

От парикмахерской деятельности могут образовываться следующие виды отходов, требующие разработки паспорта:
• 7 3 9 4 10 0 1 72 4 — отходы (мусор) от уборки помещений парикмахерских, салонов красоты, соляриев (IV класс опасности);
• 7 3 9 4 11 3 1 72 4 — отходы ватных дисков, палочек, салфеток с остатками косметических средств (IV класс опасности);
• 4 7 1 1 01 0 1 52 1 — лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (I класс опасности);
• 4 8 2 4 27 1 1 52 4 — светильники со светодиодными элементами в сборе, утратившие потребительские свойства.

Отходы волос (7 3 9 4 13 1 1 29 5) имеют V класс опасности, на который не составляется паспорт опасного отхода.

Токсичные отходы — отходы, содержащие вещества, которые в случае попадания в окружающую среду представляют или могут представить угрозу для человека в результате биоаккумулирования и (или) токсичного воздействия на биотические системы.

Определение класса токсичности является обязательным для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся обращением с отходами производства и потребления. В свою очередь отходы производства и потребления — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ.

Определение класса опасности отхода производится для каждой партии отходов, вывозимых за пределы предприятия, на котором они образовались. При складировании отходов на полигонах (накопителях) предприятия отбор проб для определения класса опасности производится один раз в 3 года при условии неизменности технологического процесса и используемого сырья. При переходе на иные сырьевые ресурсы или при изменении технологии образующиеся отходы в обязательном порядке подвергаются определению класса опасности.

К отходам, которым требуется определение и расчет класса токсичности, не относятся радиоактивные, биологические, медицинские, взрыво- и пожароопасные отходы. В отношении них применяются иные нормативные правовые акты.

Для утверждения класса опасности заявитель отхода представляет сведения о производителе и (или) собственнике отхода, содержащие все реквизиты и материалы, обосновывающие отнесение токсичного отхода к классу опасности, с соблюдением следующих требований:

1. наименование отхода должно соответствовать технологическому регламенту;
2. сведения о составе отхода (по компонентам) должны быть представлены с указанием методик его определения и их погрешностей, заверенные руководителем организации, проводившей исследования с указанием документа ее аккредитации;
3. при расчетном методе определения класса опасности отхода должно быть представлено заключение и отчет о результатах проведенных расчетов, заверенные руководителем организации, проводившей данную работу;
4. при экспериментальном методе определения класса опасности отхода должно быть представлено заключение и отчет о результатах проведенных исследований, заверенные руководителем организации, проводившей данную работу.

Полученные результаты в обязательном порядке требуется согласовать в территориальном управлении Роспотребнадзора.

Результаты определения класса опасности отходов для здоровья человека и среды обитания являются действительными на всей территории РФ.

Если на балансе предприятия имеется гараж-стоянка, в котором осуществляется стоянка автомобилей или спец техники, то учитывать их необходимо. Если имеется организованная открытая стоянка, на которой осуществляется стоянка автотранспорта, стоящего на балансе предприятия, то аналогично, необходимо учитывать.

С целью упорядочивания деятельности по установлению СЗЗ Правительством Российской Федерации издано постановление от 03.03.2018 №222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон».

Указанным документом, в том числе, определен перечень объектов, в отношении которых должны устанавливаться СЗЗ; порядок и основания принятия решения о создании, изменении или прекращении существования СЗЗ; допустимые цели использования земельных участков, расположенных в пределах СЗЗ.

Предусматривается ряд переходных положений. Так, правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до 15 марта 2018 года, в отношении которых подлежат установлению СЗЗ, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Роспотребнадзор (его территориальные органы) заявление об установлении СЗЗ в срок до 15 марта 2019 года.

Автосалон, который представляет собой крытое здание с демонстрационно-выставочными залами, является объектом капитального строительства (ст.1 п.10 ГК РФ). Согласно проекту ПДВ загрязняющие вещества, выделяемые при работе двигателей автомобилей в автосалоне, не превышают 0,1 ПДК по всем загрязняющим веществам на границе предприятия и жилой застройке, что подтверждено расчетными методами рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

В связи с этим, сам автосалон как объект капитального строительства не создает загрязнения за пределами промплощадки, превышающих ПДК по выделяемым загрязняющим веществам и не приносит вклад в загрязнение жилых зон более 0,1 ПДК. В результате, рассматриваемый объект капитального строительства, за границами которого загрязняющие вещества не превышают 0,1 ПДК на жилой застройке не подлежит установлению СЗЗ, что подтверждается п.1 «Правилами установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (утвержденными Постановлением правительства РФ от 03.03.2018 г. №222), а также п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

Проведение лабораторно-химического анализа загрязняющих веществ, выделяемых при разработке карьеров, необходимо проводить согласно Программе производственного контроля за соблюдением санитарных правил и организацией санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (СП 1.1.1058-01).

Согласно п.1 «Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» СЗЗ устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

Однако, в п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, не конкретизируются источники воздействия на среду обитания и здоровье человека до объектов капитального строительства. Требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 распространяются на объекты, соответствующие одновременно следующим критериям:
• вновь строящиеся, реконструируемые промышленные объекты и производства, объекты транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальные производства, объекты коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др.;
• указанные объекты должны являться источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. При этом источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ

В п.2 ст.12 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено обязательное соблюдение санитарных правил при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов.

Карьеры нерудных ископаемых, как и все другие карьеры, не являются объектами капитального строительства согласно ст.1 п.10 ГК РФ. Карьеры, расположенные вне территории городских и сельских поселений, не входят в градостроительное планирование территории. Поэтому лабораторно-химические анализы Вы должны проводить согласно Программе производственного контроля (ПЭК) и ПЭМ, предусмотренные Федеральным Законом Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным Законом «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 г. №96-ФЗ, Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду в РФ, утвержденное Приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 г. №372, Водным кодексом РФ от 16.10.1995 г. №167-ФЗ, статья 78, Строительными нормами и правилами (СНиП 11-02-96, СП 11-102-97, СП 11-103-97), а также требованиями санитарного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2.3 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года № 74) критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является непревышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух.

Согласно пункту 3.3 указанного нормативного правового акта границы санитарно-защитной зоны устанавливаются от источников химического, биологического и/или физического воздействия либо от границы земельного участка, принадлежащего промышленному производству и объекту для ведения хозяйственной деятельности и оформленного в установленном порядке, далее – промышленная площадка, до ее внешней границы в заданном направлении.

На основании Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года № 222) с 15 марта 2018 года санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих объектов за контурами которых превышаются ПДК.

При этом под контурами объектов следует понимать границы земельного участка, принадлежащего промышленному производству и объекту для ведения хозяйственной деятельности (границы промышленной площадки объекта).

Согласно Постановлению, п.2, правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня его  вступления в силу, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, перечень которых определен Правилами, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.

Проведение исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта капитального строительства, введенного в эксплуатацию до дня вступления в силу постановления, осуществляются для объектов, которые подлежат установлению или изменению санитарно-защитной зоны и у которых уже установлена санитарно-защитная зона (расчетные границы либо окончательные границы СЗЗ). Исследования (измерения) химических, физических и биологических факторов, а также экспертизы результатов таких исследований (измерений) осуществляются должностными лицами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, экспертами, имеющими право на их проведение в соответствии с законодательством РФ (п.8 Правил)

Согласно п.1 «Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» СЗЗ устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования. 

Согласно ст. 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания (п. 1); при решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство должны соблюдаться санитарные правила (п. 2).

В соответствии с пунктом 3 статьи 39 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Пунктом 2.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предписано, что организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебнопрофилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.

По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме (пункт 2.1 СанПиН).

Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1-6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Санитарно-защитная зона или какая-либо её часть не может рассматриваться как резервная территория объекта и использоваться для расширения промышленной или жилой территории без соответствующей обоснованной корректировки границ санитарно-защитной зоны (пункт 5.6. СанПиН).

При предоставлении земельных участков для строительства орган местного самоуправления при необходимости установления для объекта строительства санитарно-защитной зоны оформляет вместе с актом о выборе земельного участка для строительства акт о выборе земельного участка для установления его санитарно-защитной зоны (ч. 5 ст. 31 «Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ.

Таким образом, при решении о строительстве нового объекта (на территории старого предприятия) или реконструкции старого объекта необходимо до получения разрешения о строительстве разработать проект санитарно-защитной зоны и установить для начала расчетные границы СЗЗ (если такой объект подлежит установлению СЗЗ – п.1 Правил). Если СЗЗ ранее была установлена, то необходимо провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта капитального строительства, чтобы предоставить данные измерений в надзорный орган, подтверждающие стабильность выбросов предприятия или позволяющие сократить уже существующую СЗЗ.

Обязательная оценка риска для здоровья населения проводится для предприятий 1-2 классов опасности в соответствии с «Руководством по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду» Р 2.1.10.1920-04 и требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (новая редакция с изменениями 1, №2, №3, №4), с целью обоснования достаточности размеров санитарно-защитных зон обеспечивающих наибольшую безопасность для здоровья населения.

Оценка риска здоровью населения от загрязнения атмосферного воздуха проводится для существующих предприятий, проектируемых/реконструируемых предприятий 1-2 классов опасности в составе проекта санитарной защитной зоны и разделов проектной документации.

Оценка риска для здоровья населения не требуется:

1. Если расстояние от границы промышленного объекта, производства или иного объекта в 2 раза и более превышает нормативную (ориентировочную) санитарно-защитную зону до границы нормируемых территорий, выполнение работ по оценке риска для здоровья населения нецелесообразно (в ред. Изменений и дополнений N 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.09.2010 N 122);

2. Для животноводческих и птицеводческих предприятий (абзац введен Изменениями и дополнениями N 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.09.2010 N 122);

3. Для кладбищ (абзац введен Изменениями и дополнениями N 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.09.2010 N 122).

В соответствии с пунктом 2 статьи 52 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изменениями от 22 августа, 29 декабря 2004 года, 31 декабря 2005 года) в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны.

Согласно пункту 3 статьи 16 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (с изменениями от 22 августа 2004 года, 9 мая, 31 декабря 2005 года) в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

В соответствии с пунктом 2.1 СанПиН «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» требования указанных Санитарно-эпидемиологических правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих предприятий, зданий и сооружений промышленного назначения, транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека (загрязнение атмосферного воздуха и неблагоприятное воздействие физических факторов) являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промплощадки превышают ПДК и/или ПДУ и/или вклад в загрязнение жилых зон превышает 0,1 ПДК.

Согласно пункту 2.8 СанПиН «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» территория санитарно-защитной зоны предназначена для:

— обеспечения снижения уровня воздействия до требуемых гигиенических нормативов по всем факторам воздействия за ее пределами;

— создания санитарно-защитного барьера между территорией предприятия (группы предприятий) и территорией жилой застройки;

— организации дополнительных озелененных площадей, обеспечивающих экранирование, ассимиляцию и фильтрацию загрязнителей атмосферного воздуха и повышение комфортности микроклимата.

Согласно пункту 2.30 СанПиН «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в санитарно-защитной зоне не допускается размещение объектов для проживания людей. Санитарно-защитная зона или какая-либо ее часть не могут использоваться для расширения жилой территории без соответствующей обоснованной корректировки границ санитарно-защитной зоны.

Согласно абзацу второму пункта 3 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации в границах земельных участков, включенных в состав санитарно-защитных зон объектов промышленности, может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.

Необходимо отметить, что СанПиН «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» содержит ряд требований к использованию земельных участков, включенных в состав санитарно-защитных зон объектов промышленности.

В соответствии с пунктами 2.22, 2.23, 2.24, 2.25, 2.30 указанных Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов в санитарно-защитной зоне не допускается размещать коллективные или индивидуальные дачные и садово-огородные участки; предприятия по производству лекарственных веществ, лекарственных средств и (или) лекарственных форм, склады сырья и полупродуктов для фармацевтических предприятий; предприятия пищевых отраслей промышленности, оптовые склады продовольственного сырья и пищевых продуктов, комплексы водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды; спортивные сооружения, парки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования; объекты для проживания людей.

Какие же типы сельхоз земель могут быть включены в СЗЗ? Земельный кодекс РФ (пункт 1 статьи 77) определяет понятие сельхоз земель, как те, что находятся за чертой поселений и предоставляются для нужд сельского хозяйства, или имеют сельскохозяйственное назначение.

Из земель сельскохозяйственного назначения выделены 2 типа:

1)сельскохозяйственные угодья — земли, предназначенные только для выращивания продукции для сельского хозяйства.

2) несельскохозяйственные угодья — земли, на которых расположены различные сельскохозяйственные объекты, предназначенные для ведения товарного сельхозпроизводства и других целей, связанных с сельскохозяйственным производством включая болота, лесные земли и земли под древесно-кустарниковой растительностью, земли застройки, земли под дорогами, нарушенные земли, прочие земли (овраги, пески и т. п.) — ст. 78 Земельного Кодекса РФ.

В статье 79 Земельного кодекса РФ дано определение сельскохозяйственных угодий, к которым относятся:

·         пашни (включая посевы, пары и огороды) — земли, систематически обрабатываемые и используемые для посевов сельскохозяйственных культур;

·         пары — пашни, которые обработаны, но не засеяны с целью повышения плодородия почвы;

·         залежи — это неиспользуемые или законсервированные земли;

·         сенокосы — земли, засеянные культурами, идущими на корм скоту;

·         пастбища — земли, используемые для выпаса сельскохозяйственных животных;

·         многолетние насаждения — сады, виноградники, кустарники, чайные, кофейные плантации.

Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в числе которых, в частности, и такие, как:

·         сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций,

·         сельскохозяйственные угодья учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования,

·         сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу),

могут быть включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается. По этому поводу в субъектах РФ утверждаются соответствующие решения.

Необходимо обратить внимание, что при этом пункт 2.26 СанПиН «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» прямо допускает размещение в границах санитарно-защитной зоны:

— сельхозугодий для выращивания технических культур, не используемых для производства продуктов питания;

— предприятий, их отдельных зданий и сооружений с производствами меньшего класса вредности, чем основное производство (при наличии у размещаемого в санитарно-защитной зоне объекта выбросов, аналогичных по составу с основным производством, обязательно требование не превышения гигиенических нормативов на границе санитарно-защитной зоны и за ее пределами при суммарном учете);

— пожарных депо, бань, прачечных, объектов торговли и общественного питания, мотелей, гаражей, площадок и сооружений для хранения общественного и индивидуального транспорта, автозаправочных станций, а также связанных с обслуживанием данного предприятия зданий управления, конструкторских бюро, учебных заведений, поликлиник, научно-исследовательских лабораторий, спортивно-оздоровительных сооружений для работников предприятий, общественных зданий административного назначения;
— нежилых помещений для дежурного аварийного персонала и охраны предприятий, помещений для пребывания работающих по вахтовому методу, местных и транзитных коммуникаций, ЛЭП, электроподстанций, нефте- и газопроводов, артезианских скважин для технического водоснабжения, водоохлаждающих сооружений для подготовки технической воды, канализационных насосных станций, сооружений оборотного водоснабжения, питомников растений для озеленения промплощадки, предприятий и санитарно-защитной зоны.

В связи с этим, те сельскохозяйственные земли, которые напрямую не связаны с производством продуктов питания, такие как залежи, сенокосы, пастбища, несельскохозяйственные угодья могут быть включены в санитарно-защитную зону предприятия.