Высочайший уровень индустриализации мировой экономики во второй половине XX-го века вызвал целую череду глобальных проблем, возникших в результате антропогенной деятельности человечества. Установление строгих экологических норм со стороны мирового сообщества и правовое регулирование деятельности организаций, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, привело к необходимости оценки эффективности деятельности юридических лиц в плане выполнения требований природоохранного законодательства.

Предыстория вопроса

Впервые потребность проведения экологического аудита проявила себя в США на рубеже 70-ых годов. Немного позже инициатива была подхвачена странами ЕЭС, что и привело к созданию и введению в действие Правил Европейского Союза по экологическому менеджменту и аудиту, начиная с середины 9ых годов прошлого столетия. В это же время была проведена разработка стандартов ИСО серии 14000, охватывающих все аспекты экологического аудита и организации работы систем управления окружающей средой.

Интересно отметить, что в установившейся практике международных экономико-правовых взаимоотношений, данный инструмент используется в качестве документального подтверждения экологической лояльности хозяйствующих субъектов. А также как один из важнейших способов оценки финансовых рисков разрабатываемых проектов строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения предприятий и организаций, требующих значительных инвестиций.

Правовое поле

Начиная с 2002 года, а именно с момента появления 1 Статьи закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды», в обиходе специалистов, занимающихся вопросами природоохранной деятельности, появляется такое понятие, как «экологический аудит предприятия». Термин, обозначающий не что иное, как оценку работы проверяемого хозяйствующего субъекта на предмет соблюдения им государственных правовых норм и международных положений в области природопользования и охраны окружающей среды, с дальнейшей выдачей рекомендаций по повышению её эффективности.

Помимо этого закона на территории Российской Федерации действует целый ряд Приказов Государственного комитета по охране окружающей среды и Министерства природы, регламентирующих порядок проведения экологического аудита.

Предмет экологического аудита

Само по себе проведение экологического аудита является услугой, оказываемой лицензированной организацией на основании заключенного договора, содержащего в себе перечень выполняемых работ, необходимые требования к их качеству и сроки.

Результатом этой деятельности является выдача комплекта документации – аудиторского заключения, оформленного соответствующим актом, представляющим собой проведённый экспертами объективный, систематизированный, комплексный анализ выполняемой работы, проводимой организацией с целью соблюдения требований природоохранного законодательства.

Одной из важнейших особенностей данной процедуры является независимость! Именно независимый экологический аудит предоставляет возможность специалистам выполнять работу наиболее объективно, в условиях полной самостоятельности, руководствуясь лишь требованиями закона. Не подвергаясь при этом какому-либо воздействию со стороны работников предприятия или его руководства.

Необходимость проведения

Необходимость проведения данной процедуры диктуется требованиями существующего законодательства, предусматривающего два вида экологического аудита:

Добровольный. Процесс, проводимый по инициативе руководства организации в следующих формах:

  • внутренней – осуществляющейся собственной службой предприятия,
  • внешней – выполняемой силами специализированной аудиторской фирмы, имеющей лишь договорные взаимоотношения с руководством организации.

Обязательный. Он является государственным, так как осуществляется особо уполномоченными органами:

  • в целях выполнения предписаний других государственных органов, для получения лицензии или сертификации качества некоторых видов продукции;
  • в случае возникновения опасного воздействия на окружающую среду или при угрозе здоровью, проживающему в данном регионе населению.

Цель аудиторской проверки

Основная цель аудита – оказать высокопрофессиональную помощь хозяйствующим субъектам в формировании нужной экологической политики с целью:

  • недопущения нарушений,
  • снижения уровня рисков,
  • создания системы контроля и методов объективного оформления отчётности, так как это необходимо для своевременной передачи этих документов в надзорные органы.

Вовремя организованный экологический аудит может дать существенный экономический эффект, а также защитить объект аудиторской проверки от административных нарушений, сопровождающихся наложением штрафов и приостановкой производственной деятельности.

Оставить заявку на услугу