При соблюдении экологического законодательства важно учитывать нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ. Это позволит сохранить благоприятную для жизни окружающую среду и обеспечить экологическую безопасность.

Важность экологического нормирования

Сегодня главным юридическим инструментом, позволяющим защищать окружающую среду, считается экологическое нормирование. В него включены нормативы, которые разработаны и утверждены в уполномоченных госорганах. Согласно таким нормативам специалисты оценивают экологическую обстановку и устанавливают допустимые пределы негативного влияния на нее в ходе экономической и другой деятельности. Разработка критериев нормирования осуществляется с помощью выполнения экспертиз.

Перед тем, как рассчитывать нормативы, нужно категорировать объект, который оказывает отрицательное влияние на экообстановку (ОНВОС). В зависимости от принадлежности объекта выявится все ли вещества, или лишь вещества первого и второго классов опасности будут учитываться в расчете.

ИП и организации, у которых на территории есть стационарные источники, выбрасывающие загрязняющие вещества, должны осуществлять экологические мероприятия. В частности, требуется инвентаризировать имеющиеся выбросы на производстве. На основе этого следует разработать допустимые нормативы выбросов в атмосферу.

К стационарным относят такие источники, как автомобильные мойки, генераторные установки на дизеле, вентиляционные системы пищеблоков, покрасочные камеры, котельные и др.

Весь цикл необходимых работ (от инвентаризации источников вредных выбросов и до получения спецразрешения в уполномоченных ведомствах на выбросы) содержит несколько стадий, на реализацию которого может уйти от шести до девяти месяцев. В специализированном Центре ЭкоРазработок и Аудита можно заказать все работы «под ключ» с получением всей разрешительной документации.

Особенности разработки и соблюдения экологического законодательства

Выдача разрешения на выброс осуществляется на семь лет. Вместе с ним предприятию одновременно выдают Нормативы ПДВ (предельно допустимого выброса).

Несмотря на то, что на сегодняшний день отсутствуют особые требования к тому, как надо оформлять расчет, существуют основания, в соответствии с которыми может быть отказано в выдаче Нормативов ПДВ:

  • если не соблюдены сроки, в течение которых необходимо было достичь нормативов, утвержденных в прошлогоднем плане ПДВ;
  • если в новый план повторно включены мероприятия, которые не были проведены в рамках выполнения прошлогоднего плана ПДВ;
  • если в план включены мероприятия, которые не позволят достичь ПДВ.

Нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу обязательны для соблюдения. В соответствии со ст. 8.21 КоАП РФ за выброс вредоносных веществ без спецразрешения накладывается соответствующие штрафные санкции:

  • на граждан — от 2 тыс. до 2, 5 тыс. руб.;
  • на должностных лиц — от 4 тыс. до 5 тыс. руб.;
  • на предпринимателей без образования юр.лица — от 4 тыс. до 5 тыс. руб. или их деятельность может быть приостановлена на период до 90 дней;
  • на организации — от 40 тыс. до 50 тыс. руб. или их работа может быть приостановлена на тот же период.

А согласно ст. 8.5 КоАП, если предприятие скрывает, умышленно искажает или несвоевременно сообщает достоверные сведения в декларации о влиянии на окружающую среду, то штрафные санкции составят 20 тыс. руб. в минимальном размере. Как известно, расчет нормативов ПДВ представляет собой приложение к указанной декларации.